Многие педагоги с родителями с удовольствием применяют графический диктант для учеников 1 класса с целью заинтересовать детей учебным процессом. Этот метод базируется на сочетании следующих функций: игровой, образовательной и развивающей. Такой диктант представляет собой как педагогический инструмент, так и увлекательную игру.
Что такое графический диктант
Графический диктант по клеточкам для 1 класса – это творческое занятие, где ребенок, следуя указаниям, рисует разнообразные линии с диагоналями на бумажном листе, в итоге получая увлекательную картину. Этот процесс не требует особых усилий. Достаточно внимательно слушать инструкции учителя и проводить карандашом линии в различных направлениях.
Проводя линии при устном диктанте, ребенок развивает свою моторику, приобретает навыки счета, понимает, как ориентироваться в пространстве и оценивать свои достижения. Поскольку дети используют простые изображения, такие как домик, собака или машина, процесс становится увлекательным и не требует много времени. Важно, чтобы малыш был настроен на занятие, проявлял бдительность и серьезность, поскольку его внимание влияет на успешное выполнение рисунка. Такие занятия подготавливают ребенка к будущему обучению в школе.
Польза математических диктантов
Изучение подобных диктантов помогает развитию моторики, внимания и многих других навыков, а также эффективно готовит ребенка к письму на других предметах, к примеру, на русском языке и ориентации по тетрадному листу в целом. Диктанты представляют отличный инструмент для предотвращения многих трудностей, с которыми ребята сталкиваются на первых порах учебы в школе, таких как рассеянность, неспособность к концентрации, непоседливость и орфографические ошибки.
Ещё одна цель изобразительной математики – это расширение кругозора детей. При выборе изображений важно учитывать возраст и развитие ученика, хотя в начальном этапе это необязательно. В дальнейшем предлагайте задания с такими элементами рисунков, которые ещё неизвестны дошкольникам. После выполнения задачи расскажите интересную историю о нарисованном, к примеру, необычном животном (пусть, например, это будет слон). Познакомьте ребят с его местом обитания и продемонстрируйте фотографию.
Чем полезна методика
Подготавливать малыша к школе рекомендуется заранее, по крайней мере, за год до старта учебы. Важно развивать внимательность, трудолюбие, контроль надо собой и активность. Особое внимание уделяется корректному положению руки при письме. Один из эффективных методов закрепления подобных — проведение математических диктантов.
Созданная психологом и учителем Д.Б. Элькониным, данная методика предполагает осуществление математического упражнения в режиме диктовки взрослого или последовательного копирования изображения, используя черточки требуемой длины согласно предложенному заданию. Следующая стадия — диагностика, которая позволяет определить сформированность различных способностей.
Ведение дидактических диктантов может быть осуществлено даже среди детей четырех лет, но самым привлекательным и интересным оно становится для малышей в возрасте от шести до девяти лет. Эта методика направлена на улучшение различных навыков, из которых:
- Формирование пространственного и абстрактного мышления;
- Развитие навыков различения разных линий, включая вертикали, горизонтали и параллели;
- Улучшение графомоторики;
- Навыки считать;
- Развитие внимания и концентрации;
- Идеология доводить начатое дело до финиша.
Преимущество диктантов по клеточкам заключается в том, что уроки могут быть проведены где угодно, к примеру, в пути или во время очереди куда-либо. Для этого не требуется использование сложных учебных материалов и специальных устройств.
Особенности проведения занятий
Перед тем как приступить к упражнению, целесообразно освободить стол от всего, что на нем лежало, оставив только необходимые инструменты: обычный карандаш, ластик, тетрадь в клеточку и образцы рисунков по клеточкам.
Для успешного осуществления задания необходимо, чтобы у ребенка развились следующие навыки:
- Способность легкой ориентации на бумажном листе, он должен различать направления, такие как «вправо – влево» и «вверх – вниз»;
- Способность счета до десяти или умение подсчитывать до максимальной цифры, обозначающей наибольшее число клеточек;
- Уверенное удержание карандаша и способность провести относительно ровную линию в каждом направлении.
Изображение следует создавать на чистом листе. Взрослый устанавливает стартовую точку, где ребенок начинает движение. Необходимо пояснить малышу, что числа, данные в задании, указывают количество клеток, куда следует провести линию.
Когда в графических диктантах для учеников первого класса присутствуют стрелочки, уточните, что движение черточек должно быть по их направлению. Также поясните малышу, что наклонные стрелки указывают на ведение линии от одного угла клетки к противоположному. Продемонстрируйте это на конкретном примере.
Способы выполнения
Существует несколько методик ведения подобных диктантов. В одном из подходов используется слуховая техника. Ребенок создает графический паттерн или изображение под руководством учителя, который предоставляет устные расклады относительно количества клеточек и направления, в котором необходимо провести линию. После завершения упражнения результат проверяется на схожесть с заданной картинкой. Такой метод способствует развитию внимания, концентрации и сосредоточенности ребенка при осуществлении непростых задач.
Также можно использовать готовый шаблон для занятий по рисованию. Разместите его перед ребенком и позвольте ему перерисовать изображение в свою тетрадь. Объясните, что необходимо следить за направлением линий и подсчитывать клетки. Малыш должен быть заинтересован различными фигурами и схемами.
Нередко используют метод симметрии в процессе рисования. Предоставьте детям незаконченное изображение, выполненное лишь с левой или правой стороны. Задача детей состоит в том, чтобы самостоятельно дорисовать оставшуюся часть картинки, действуя по симметрии. Эта методика способствует развитию ориентации в пространстве.
Техники выполнения
Графический диктант проводят как индивидуально, так и при групповых занятиях. Иногда задача превращается в увлекательные соревнования, где дети соревнуются в том, кто сможет быстрее осуществить поставленное задание. При подборе условий необходимо брать в учет возраст ребенка для оптимальной адаптации занятий к нему.
Для четырех-пятилетних детей рекомендуется выбирать легкие образцы с примерно похожими линиями, в то время как для шестилеток подходят более сложные изображения с диагональными полосами и различной их длиной. Мальчики могут быть заинтересованы в изображении машинок, в то время как девочки – цветочков. Эта методика способствует улучшению зрительного внимания, устойчивости и усидчивости.
Из интересных фигурок для детского диктанта можно рассмотреть следующие варианты:
Слоник, Олень, Бабочка, Дом, Собачка, Цветок, Ключ, Елка, Дерево, Машина
Необходимые инструкции
Чтобы провести развивающее упражнение с малышами и более взрослыми дошкольниками, потребуются: клеточная тетрадь для каждого из детей. Рекомендуется выбирать большие клетки для младших дошкольников и мелкие – для ребят постарше и первоклассников. Также необходимы карандашики разных цветов, ластик, лист с образцом рисунка, инструкция для учителя, линейка (когда линии длинные или диагональные) и картотека с различными изображениями.
На первом уроке проведем пробное занятие, где ребята познакомятся с принципом работы, целями и задачами упражнения. Сделаем урок ярким и интересным, чтобы маленькие ученики вовлеклись в процесс. Четко объясним устную инструкцию, разъясним каждый этап работы: создание удивительной картинки из различных линий, представляющих заколдованные фигурки. Дети будут расшифровывать их, делая записи на листе бумаги. Правильное выполнение указаний, внимание к правому и левому, а также аккуратный подсчет клеток приведут к удивительному результату.
После успешного решения простых задач по логике предоставьте дошкольникам более сложные головоломки для самостоятельного решения. Поощряйте их, выражая похвалу при правильных ответах.
Временные рамки
У каждого малыша складывается индивидуальная усидчивость, обусловленная как физическими, так и психологическими особенностями. Имея в виду эту вариабельность, сложно уместить всех детей в единые стандарты. Тем не менее существуют приблизительные временные рамки, которые можно учесть при проведении геометрического диктанта:
- Дети пятилетнего возраста могут заниматься не более четверти часа;
- Занятия для детей 6 – 7 лет рекомендуется ограничивать 20 минутами;
- Восьмилетние дети могут заниматься 25-30 минут.
Полезные советы
Для того чтобы заинтересовать малыша диктантом, важно создать теплую и поощряющую обстановку. Исключайте критику и повышенный тон, даже если у ребенка возникают трудности. Поощряйте его за успешные шаги. Передавайте условия диктанта медленно и ясно, чтобы малыш мог понять задание. Переходите к следующему этапу только после убеждения в правильном выполнении прошлого. Если у малыша возникают затруднения, выясните, все ли он понял, и предложите помощь.
При проведении коллективного занятия не следует повторять шаги несколько раз, чтобы избежать путаницы у детей. В случае если один ребенок отстает, предложите ему подождать, пока остальные завершат выполнение упражнения, или, наоборот, предложите группе подождать отстающего.
Рекомендуется устраивать перерывы каждые 5–10 минут занятий для проведения упражнений, направленных на укрепление глаз, пальцев и общую физическую активность. Проводите такие перерывы в хорошо освещенной комнате. Важно, чтобы педагог следил за правильным удержанием детьми карандашей, избегая сутулости самих деток. По завершении занятия проведите анализ выполненных работ вместе с малышами, внимательно подправляя рисунки и удаляя неверные линии стиральной резинкой.
Как копировать рисунки
Предложите ребенку лист бумаги с крупной клеткой. Укажите начальную точку в соответствии с инструкцией, представленной на листе. Передавайте команды плавно, давая малышу время на их выполнение. Воздерживайтесь от подсказок, даже если вы замечаете ошибку. Это не проблема – следующий раз предоставит новый шанс успешно выполнить задание. Также можно дать уже более взрослому малышу лист с инструкцией, самим узором и стрелочками, указывающими направление. После чего он приступит к копированию сам.