Самая сложная для познания категория – время. Его не видно, неслышно, но оно полностью подчиняет под свое влияние. Научить ребенка понимать время – значит помочь ему ориентироваться в окружающей действительности с пониманием и пользой.
Объясняем ребенку, что такое время
Каждый родитель задумывается, как объяснить ребенку, что такое время и как научиться правильно его использовать. Главное, делать это поэтапно. Во время прогулок или просмотров мультфильмов приходится ограничивать отведенное на это время, и тогда у ребенка возникает вопрос: поему это нельзя делать постоянно? Здесь и нужно акцентировать внимание на том, что все распределяется по времени и нельзя переходить через эти границы. Тогда начинается понимание того, что длительность дел зависит от того, сколько времени можно на это потратить.
Знакомим малыша с понятием «время»
Сначала ребенку трудно понять абстрактное понятие времени, но знакомство с данной категорией должно быть поэтапное. Первые представления будут связаны с пониманием направления движения и временем суток, а также последовательностью событий например: после прогулки – моем руки, после ночного сна – зарядка.
Иметь общее представление о времени
Ребенок должен сначала научиться определять, разницу между днем, утром, сутками, вечером, завтра, вчера. Эти понятия важны при изучении времени. Также нужно понимать направления движения слева направо, чтобы следить за движением стрелок. Обучение времени будет успешным, если ребенок знает основы пространственных представлений:
- понимает разницу между понятиями сегодняшнего и завтрашнего дня;
- знает, что такое сутки, день, ночь, полдень, полночь;
- умеет считать не менее чем до 60;
- понимает значение числа, состоящего из двух цифр;
- имеет представление о направлении «направо».
С чего начинать обучение
Познание времени начинается с понимания основных закономерностей течения времени. Далее, при наличии элементарных математических знаний, следует переход к практике. Здесь ребенок напрямую знакомится с часами, циферблатом, стрелками и переходит к изучению определения времени.
В каком возрасте учить ребенка определять время
Ребенок среднего дошкольного возраста уже интересуется временем, однако не все дети в 4-5 лет разбираются в нескольких десятках чисел. Поэтому следует разучить с ним числовые значения цифр, чтобы при подсчете циферблатных делений можно было просчитать минуты.
Как понять, что пора научить ребенка понимать время
Нередко сами дети просят помочь им научиться определять часы и минуты. Они мотивированы на познание временных переменных, если спрашивают маму или папу, когда они придут с работы, когда можно с ними погулять. Для этого нужно уметь считывать информацию с часов.
Инструкция по обучению ребенка определять время
Перед тем, как научить ребенка понимать часы, нужно внимательно изучить пошаговые инструкции, подготовленные детскими специалистами.
Шаг 1: познакомьте ребенка с понятием времени
Даже если ребенок хорошо ориентируется в цифрах, к восприятию времени его нужно подготовить. Делать это лучше наглядными способами. Можно говорить о времени на примере хорошо знакомых малышу вещей: когда можно идти на прогулку, когда и сколько смотреть мультфильмы, когда нужно ложиться спать. Кроме того, ребенку нужно объяснить, что у времени есть важные свойства:
- оно не возвращается;
- смена дня и ночи всегда одинакова и по-другому быть не может;
- остановка времени невозможна;
- время движется независимо от нашего желания.
Таким образом, обговорив со дошкольником основные понятия и характеристики, можно переходить к следующему этапу изучения времени.
Шаг 2: начните вводить время в бытовую жизнь
Можно начинать изучение времени с общего обзора часов и изучения нахождения большой и маленькой стрелки. На бытовых примерах начинается изучение часового значения. Можно подсказать ребенку, что, когда маленькая стрелка займет цифру «4», а большая закроет «12», начнется время просмотра мультфильма.
Шаг 3: объясните основы
Постепенно ребенка подводим к важному этапу: изучению предназначения каждой из стрелок и общее понимание времени. Следует обратить внимание ребенка, что есть короткая стрелка с заметным утолщением – она показывает часы; есть короткая и тонкая стрелка – секундная, самая быстрая; есть самая длинная стрелка – она отображает минуты.
Далее ребенку объясняется, что в сутках всего 24 часа, и каждый час разделяется на 60 минут. Быстрая стрелка отмеряет секунды, их в минуте тоже 60. Важно уяснить, что стрелки движутся только в одну сторону.
Шаг 4: подключите игры с часами
Для закрепления материала используются наглядные средства и обучающие игры. Можно использовать игрушечный циферблат и, передвигая стрелки, учиться определять время. Можно из плотного картона вместе с ребенком изготовить часы и стрелки. Взрослый задает время, а ребенок его показывает. Такие игры не только помогают изучать течение времени, но и способствуют творческому развитию малыша.
Шаг 5: обучите продвинутым обозначениям
Вариант наиболее сложного содержания: научить ребенка определять половины и четверти часа. Для этого нужно разделить час на две половинки, чтобы можно было понять доли. Далее объясняем ребенку, что, если было два часа и добавилась еще половинка – получится половина третьего.
После закрепления понятия «половина часа» можно переходить к четверти часа. Для этого уже половинки делим еще на половинки. Изучаем с ребенком зависимость между четвертью и числовым значением времени. Важно вводить в обращение и слово «45» или «15», поясняя, что это тоже четверти и обозначают то же самое. Для лучшего восприятия родитель сопровождает объяснение показом на часах-игрушках.
Шаг 6: учите планировать расписание
После изучения основных единиц времени ребенок учится применять знания на практике. Знать время нужно для того, чтобы планировать свой распорядок дня, понимать, когда время игр, а когда – занятий. Поэтому родители приучают детей к сверке своих дел со временем. Которое можно на это затратить. Так вырабатывается привычка планирования рабочего дня.
Знакомим ребенка с устройством часов
Родители первоначально поясняют ребенку, что такое «циферблат». Малыш должен знать, что на нем есть цифры и стрелки. Необходимо научить отличать секундную, минутную и часовую стрелки и понимать, что каждая из них значит. На обучающих часах ребенок показывает элементы циферблата, рассказывает, как обозначаются часы и минуты. Здесь же закрепляются понятия «полчаса», «четверть часа», «без четверти..».
Начинаем изучать часы
Изучение часов начинается с понимания значения стрелок и цифр. Так как стрелок несколько, важно знать, что значит каждая из них.
Минутная стрелка
Внимательной рассмотреть минутную стрелку: длинная, тонкая, практически достает до цифр, всегда движется в одном направлении. Минутная стрелка проходит круг, после чего часовая немного сдвигается. Также важно научить ребенка считать минуты. При прохождении одного деления время сдвигается на 5 минут, а если прошло 10 минут – время сдвинулось на 2 деления.
Секундная стрелка
С ребенком нужно выявить закономерность: секундная стрелка – самая маленькая, самая тонкая. Она движется быстрее всех и проходит круг от цифры «12» снова до нее за 60 секунд, в результате чего получается 1 минута.
Используем самодельные часы
В силу экономии времени родители заказывают обучающий материал в магазинах. Однако простой механизм самодельных часов лучше его покупного аналога. Делая часы с ребенком самостоятельно, есть возможность провести время с пользой в кругу своего любимого чада. Такое общение будет не только укреплять семейные отношения, но и окажется полезным в познавательном плане.
Считать до 60
Если ребенок еще не считает до 60, нужно помочь ему освоить подсчет в шесть десятков. Для этого используются и счетные палочки, и любые другие дидактические приспособления. Можно научиться считывать время и при счете до 30, но останавливаться на этом точно не стоит.
Учим ребенка понимать время по часам со стрелками
Как узнать время по часам со стрелками — подскажут специалисты детских развивающих центов. Они советуют устанавливать логические взаимосвязи между движениями стрелок и изменением времени. Если секундная стрелка прошла весь круг циферблата – минутная сдвинется ровно на 1 минуту. При движении минутной сдвигается часовая. Обращаем внимание на то, что в сутках 24 часа, а на циферблате всего 12 цифр. Значит, часовая стрелка пройдет круг два раза, и только тогда будут сутки.
Учим ребенка читать часовую и минутную стрелки одновременно
Вдвойне сложно и непонятно, как одна и та же цифра будет значить разное, если стрелки на ней сомкнуться. Здесь важно определить приоритеты:
- сначала посчитываем минуты, как это уже ребенок научился делать;
- запоминаем число;
- определяем часы (тот, который стрелка уже прошла);
- складываем в одно словосочетание.
Мастерим самодельные часы
Предпочтительнее не покупать детям муляж часов, а сделать его совместно, своими руками. Такое творчество вдвойне полезно: развивает фантазию, мастерство, умение работать с мелкими предметами и одновременно познавать новое.
Как смастерить часы самостоятельно
Потребуется подготовить плотный картон, фломастеры, карандаши или краски, ножницы, циркуль. Вместе с малышом вырезать круг, разметить места цифр. В процессе их написания цифры уже начинают лучше запоминаться, а если их при этом несколько раз повторять, можно выучить и их расположение, и значение. Далее делаются стрелки и соединяются в центре при помощи любого крепежа. Остается украсить часы по желанию.
Закрепление новых знаний в игровой форме
О том, как выучить время за 5 минут, рассказывают психологи. Они приходят к выводу, что лучшие приемы, мнемотехники основаны на игровых и стихотворных формах.
Игры и задания с часами
Успешное изучение времени гарантировано в том случае, если ребенок активно взаимодействует с предметом изучения. Это может быть рисование, дидактические игры, словесные считалки с запоминанием цифр.
Который час
Для игры используем макет часов. Переводим на них стрелки и просим ответить, который час. Постепенно игру следует усложнить, добавив слово «вечера». Тогда дошкольник учится выводить время из формата 12-ти часов в 24-часовой формат.
Рисуем пиццу
Для упражнения нужен лист бумаги и цветные карандаши. Вместе с ребенком рисуется круг, на котором размечаются секторы по 5 минут. Разными цветами секторы закрашиваются. Так формируется наглядное понятие пяти минут, которые потом можно объединить по несколько секторов и называть совокупное время.
Режим дня
Интересным окажется занятие по составлению с ребенком распорядка дня. Для этого на листе бумаги записываются временные промежутки. Напротив них делается рисунок того занятия, которое соответствует этому времени. Например, в 7.00 нужно умываться, значит, напротив цифр 7 рисуется раковина и зубная щетка. Готовый распорядок можно повесить над письменным столом или кроватью, чтобы ребенок мог ориентироваться в своих делах по времени.
Два варианта назвать время
Сложности могут возникнуть при обучении ребенка двум вариантам называния времени. Для этого вновь используется макет часов. Минутная стрелка ставится на «6», а часовая – на «4». Ребенок называет время классическим способом: «четыре часа 30 минут». Здесь обращается внимание, что часовая стрелка не дошла до 5 часов, значит, можно про время сказать по-другому: «30 минут пятого».
Кубики
Используя 4 кубика, можно потренироваться с ребенком в назывании часов и минут. Следует бросить два кубика – они предназначены для определения часов. Далее подбрасываются два других кубика – ими будут обозначаться минуты. Таким образом, удобно закреплять знания в назывании часов и минут.
Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами
После того как удалось выучить время на обычных часах, можно познакомить ребенка и с другими вариантами определения времени.
Электронные часы более просты, но в них нет наглядности для хода времени. Определить цифры несложно, и по ним малыш сам может назвать момент, когда его любимые мультики будут показаны по телевизору.
Солнечные часы интересны по своему механизму действия. Можно попробовать с ребенком сделать такие часы, используя лист бумаги и палочку в центре. Сравнив время с обычными часами, посмотреть, куда падает тень, соотнести с циферблатом и определить текущее время.
Песочные часы отмеряют секунды песчинками. За ними интересно наблюдать и сравнивать, сколько секунд прошло от того или иного временного промежутка.
Что еще рассказать ребенку о времени
Нередко дети задают сложные вопросы, и есть варианты готовых ответов для родителей. Вопросы могут быть следующего содержания:
- почему переводят стрелки часов при перелете? (Ответ: на Земле время поделено на часовые пояса, и когда совершается перелет, можно попасть из одного пояса в дугой; чтобы не путаться в другом часовом поясе и переводят стрелки часов);
- зачем так много приборов для определения времени? (Ответ: человек постоянно следит за временем, потому что от времени многое зависит: работа, транспорт, время работы магазинов. Все делается по расписанию. Приходится следить за временем и по наручным часам, и по телефону);
- Можно ли проснуться без будильника? (Ответ: можно, но для этого должен быть четкий режим дня, чтобы организм привык к одинаковому пробуждению. Но для этого и спать ложиться нужно в одно и то же время).
Стихи о времени для детей
Ребенку легко запомнить особенности изучения времени, если разучивать их в стихотворной форме.
Сегодня
Игра проходит в свободное время с игрушечными часами и помощью взрослого. Родители произносят слова, а ребенок выставляет время на циферблате.
- У нас сегодня в 8 будут гости
- У нас сегодня в 2 – важные дела
- Сегодня день очень теплый – пойдет гулять в половине четвертого.
Игры продолжаются до тех пор, пока малыш не устает и не теряет мотивации к обучению.
Вокзал
Взрослый загадывает время, а ребенок должен самостоятельно выставить его на игрушечном циферблате. Действие можно сопроводить стихами:
- в половине шестого поезд выехал из Ростова
- ровно в пять буду Волгу проезжать
- в семь-пятнадцать приглашаю Москвой любоваться.
Пока бежит стрелка
- Пока стрелка движется (ребенок с родителем совершают несложные движения)
- Мы с тобой попрыгаем. (малыш прыгает – взрослые имитируют прыжки)
- Стрелка дойдет до шести (внимательно рассматриваем стрелку)
- Можно дух перевести. (отдых)
- Игра повторяется через пару минут.
Хлоп-секунда
Игра включает в себя хлопки при каждой минуте, причем продолжительность обучающей игры регулируется самим ребенком.
- Хлоп – секунда
- Хлоп – другая
- Вот и третья набежала
- Хлоп – четыре
- Пять и шесть
- Посчитаем все, что есть.