Обучение чтению – одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителями. И если раньше этот навык приобретали в школе, то сегодня стандарты поменялись и ребенок еще до школы должен уметь читать. Есть разные способы и методики обучения. Один из самых популярных – это задания с использованием кубиков Зайцева. Рассмотрим подробнее, что они собой представляют, как правильно научить читать с их помощью.
Методика Николая Зайцева для обучения чтению дошкольников
Зайцев — опытный детский педагог, который обладает огромным опытом в своей сфере. В своей педагогической практике он отвергает использование метода буквенного чтения, что кажется вполне обоснованным. Для детей буквы могут представлять собой непонятные иероглифы, и их произношение может быть зафиксировано так, как их учат. Поэтому многие родители уже давно отказались от привычного знакомства детей с буквами по классической азбуке.
Зайцев разработал концепцию, известную как «алфавит складов», по ней дети учатся читать не только в России, но и в Казахстане, с соответствующей адаптацией. Педагог взял за основу тот факт, что учиться читать по слогам и отдельным буквам – сложная задача даже для взрослых. А обучение чтению по кубикам Зайцева на самом деле работает и помогает быстро малышу овладеть новым навыком.
Что такое кубики Зайцева
Это специальный набор кубиков, которые отличаются по оттенку и размеру. К ним также прилагаются таблицы, в которых прописаны склады рядами.
Помимо того, что элементы имеют разное оформление, они также имеют звуковые эффекты. Те, кубики что издают звонкие согласные, называются «железными» и звенят, а кубики с глухим звуком, именуемые «деревянными», издают характерный для дерева стук. Кубики золотого цвета – это гласные звуки. Они издают при использовании красивый яркий звон. Кубики большого размера представляют твердые согласные, а маленькие — мягкие.
Важно! Таким образом, даже на уровне подсознания малыш начинает улавливать различия между глухими и звонкими согласными, что является основой для будущей школьной программы.
Таблицы представляет собой последовательность складов, по которой дети ищут минимальные части слова, указанные родителем или воспитателем. Кроме того, на основе этой таблицы проводится распевание складов с использованием известных народных мелодий, сопровождаемое указанием педагога.
Нам не нужна азбука
Николай Александрович считает, что азбука малоэффективна в приобретении навыка чтения. И на это есть несколько весомых доводов:
- Ребенок можно запомнить буквы, как они произносятся и выглядят, но читать от этого он не научится, так как идет восприятие только на самой букве, а не на ее сочетании с другими. Ассоциация идет преимущественно на картинку, которая показана к этой букве. Например, А-аист;
- Запомнить склады и читать по ним тоже сложно, так как в них может входить от 1 до 10 разных букв. И когда малышу встречается редкий склад, и он просто не прочитает это слово;
- К чтению, по мнению педагога, лучше всего прийти через письмо, на не наоборот.
Поэтому лучше всего использовать специально разработанный алфавит Зайцева, а не обычный.
Альтернатива слогам — склады
Зайцев считает, что учить лучше всего именно склады, а не слоги и буквы. Их нужно научиться различать. Склад — это комбинация согласной и гласной букв, либо согласной и твердого или мягкого знака, а иногда даже одной буквы. Например, СОБА-КА, ПА-РОВОЗ, А-И-С-Т и тому подобное. Именно такие единицы слова берут во внимания во время обучения новому для малыша.
Склады на кубиках
Для получения малышом новой информации используются не склады на листочках, не книги, а именно кубики. Почему? Основная причина в том, что логическое мышление у дошкольников не развито или может быть развито очень плохо. Поэтому на «сухих» слогах и буквах делать акцент не стоит. Педагог решил сделать акцент на работе органов зрения, слуха, а также тактильные ощущения. Кубики разные по форме, цвету, размере, а склады нанесены на гранях кубиков. Это помогает не просто логические осознать разницу между звуками, а почувствовать ее максимально.
Кому подойдет система Зайцева
Система Зайцева считается универсальной. Она подойдет для детей разного возраста, пола, а также развития. Начинать можно как в полгода, так и в 7 лет. Это связано с тем, что уклон идет именно на органы чувств, а не на понимания принципов чтения. Система Зайцева часто используется для домашнего обучения родителями, в детских образовательных центрах, школах, специализированных учреждениях.
Плюсы и минусы системы Зайцева
Система Зайцева становится популярней, и родители покупают или делают блоки собственноручно, а не покупают азбуку. Это связано с тем, что метод Зайцева имеет такие основные преимущества:
- Начинать обучение можно в любой период развития, методика в данном плане является универсальной;
- Доступность и высокая эффективность. Для того чтобы заниматься с такими обучающими материалами, не нужно педагогическое образование. Чадо быстро научится читать с мамой дома;
- Занятия имеют игровые элементы, пение и так далее. Это позволяет максимально быстро ребенку запомнить всю необходимую информацию и сделать процесс обучения легким и понятным;
- Во время занятий активно развиваются сенсорные способности ребенка, творческие, а также мелкая моторика рук;
- Занятия не скучные, обязательно активные, могут проводиться на свежем воздухе;
- Укрепляется зрение, память, слух.
Но есть и недостатки, о которых родителям непременно нужно знать:
- Изделия при постоянном использовании быстро портятся;
- Готовый комплект достаточно дорогой;
- В будущем есть вероятность, что ребенок будет путать склады и слоги.
Оптимальный возраст, чтобы начать заниматься по методике
Заниматься можно хоть сразу после роддома. Но от возраста зависит скорость обучения. Например, если учить ребенка читать таким методом в возрасте 4 лет, то нужно будет примерно 18 занятий, а в возрасте 6 лет получить новый навык можно и за 5 занятий.
Где и сколько играть с кубиками
Игры с кубиками Зайцева подойдут для дома, досуга во дворе, да где угодно. Главное, чтобы вам и вашему малышу было комфортно и удобно. Лучше всего играть не более одного раза в день. Сначала по 5 минут, потом по 10, потом по 15. Но в целом занятие не должно быть больше 20 минут. Если ребенку скучно, то оставьте это. От такого образовательного процесса толку не будет.
Совет! Выберите подходящее время для обучения и придерживайте его. Это поможет выработать у ребенка привычку, желание обучаться.
Как заниматься по методике Зайцева в домашних условиях
Если вы скачали таблицы в интернете, то края листов нужно обрезать и соединить все листы в один большой так называемый плакат. Лучше всего сделать именно так, а не вешать каждый лист на стену, в таком случае есть вероятность, что со временем они разъедутся. Таблицу Зайцева по чтению нужно вешать высоко, на расстоянии примерно 160 см от пола (расстояние до нижнего края). Но при этом важно, чтобы все склады ребенку были хорошо видны. Если малыш очень маленький и, чтобы увидеть склады в разных точках плаката нужно бегать, то лучше всего перевесить слоги в угол. Так обзор будет лучше. Игры направлены на:
- Зрительный контакт: дайте ребенку рассмотреть блоки со всех сторон, изучить их;
- Тактильное восприятие: дайте малышу потрогать блоки, пощупать их;
- Слуховое восприятие: проговариваем склады, поем их.
Произносить нужно все четко, громко. По методике обучения чтению Зайцева есть большое количество готовых игр.
Готовимся к занятиям шаг за шагом клеим кубики
Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть систематизированным и правильным. Расскажем подробнее, с чего начать.
Независимо от того, купили вы готовые изделия или сделали самостоятельно, их нужно будет склеить. Лучше всего делать это без ребенка, так как в процессе он может их порвать. Соединять кубики можно клеем «Момент» или «ПВА». Первый вариант надежнее. Чтобы кубики быстро не испортились, их можно дополнительно проклеить скотчем с каждой стороны. Так они будут прочнее и надежнее.
Учим попевки
Большую роль в обучении чтению по методике Зайцева является распевание слов, складов. Если это не делать, то эффективность вашей работы с малышом будет низкой. В интернете можно найти готовые попевки, которые быстро запоминаются в любом возрасте.
Оживляем кубики
Чтобы обучение было эффективными, блоки должны не просто быть в руках у малыша, а оживать. Как это сделать?
Играем в кубики
Первое, что нужно сделать – это дать ребенку рассмотреть все кубики. Важно, чтобы во время ознакомления ребенок попробовал все кубики по размеру, звучанию. Первые и очень важные ощущения – тактильные. Когда малыш взял кубики, пропойте ему все склады, которые есть на грани. Делайте так каждый день, и тогда он со временем начнет подпевать вам. Также можно попевать маме те склады, которые есть на таблицах. Проговаривать их нужно громко и четко. Чтобы ребенку было веселее, можно дополнять пение движениями или танцами.
Начинаем писать
После полного запоминания слогов по методике, малыша не стоит учить читать, а нужно начинать с навыка писать. Начинать лучше всего с простых, узнаваемых слов (собственное имя, название игрушек и так далее). Пусть поначалу у ребенка будет получаться коряво, но несмотря на это писать и проговаривать склады поможет малышу быстрее научиться читать.
Не хватает кубика – что делать?
Если для написания нужно два одинаковых склада (для слова банан, кокошник), то могут возникнуть проблемы, потому что в наборе обычно по одному складу. В таком случае лучше всего сделать комплект дополнительных самодельных складов или же отсканировать все склады при покупке и при необходимости распечатывать нужный вариант.
Игры с кубиками для детей до 6 месяцев
Первые полгода жизни нельзя заставлять ребенка что-то учить. В силу своих физиологических особенностей он не станет гением, которые умеет читать. И склады лучше всего использовать просто как игрушки, которые можно пощупать, посмотреть, поиграть их звуками. Уже с этого возраста ребенок будет понимать разницу между кубиками. Лучше направить внимание на развитие сенсорики и моторики рук при помощи таких блоков.
Игры с кубиками от 6 месяцев до года
Как звенящая игрушка, кубики уже будут неинтересны. Можно приступать к другим играм. Например, покажите малышу блок и дайте ему возможность найти его в ряду с другими кубиками. Или же составляйте узнаваемые для малыша слова и четко произносите их, показывая ребенку. Это пополнит количество слов, которые он знает, и будет стимулировать развитие речи.
Игры с кубиками после года
Обучение по кубикам Зайцева после года достаточно эффективно. Обычно именно с этого возраста мамы начинают их активно использовать. В таком возрасте с кубиками нужно продолжать играть, и лучше всего в сюжетные игры. Именно тогда они ребенку интереснее всего. Из блоков можно построить паровоз, поиграть в магазин. Также можно вместе начинать делать слова из блоков. Это может показаться достаточно сложным, но со временем вы увидите, что ребенок сможет даже самостоятельно построить небольшое слово. Если малыш уже научился делать слова и переносить их на бумагу ручкой, можно немного усложнять задачу (подобрать слова, где будет две буквы «З») и тому подобное.
Игры с кубиками Зайцева для детей 2-4 лет
Также методику Зайцева для детей часто используют в детских образовательных центрах для развития малышей в возрасте 2-4 лет. В этом возрасте после обучения складов, а также их написания можно научить ребенка:
- Делать слова начиная с самых узнаваемых и простых;
- Пропевки. Попросите ребенка выбрать для вас кубик и пропойте его. Детям это очень нравится. Также можно попросить сделать такое же задание и ребенку;
- Игра «поезд». Из складов нужно сделать локомотив-слово. Например, игрушка.
Упражнения с кубиками Зайцева для детей 4-7 лет
В возрасте 4-7 лет у детей уже хорошо развита речь, мышление, творческие способности. Поэтому на этом этапе можно придумать самые разнообразные игры для обучения чтения по методике Зайцева. Например:
- Найти или составить слова, начинающиеся на тот или иной звук;
- Сделать цепочку из 5-10 слов, которые начинаются на одну букву;
- Угадай что. Родитель из блоков пишет слово обозначающее предмет, который есть рядом. Малыш читает и находит его;
- Меняем местами. Нужно подобрать слово, а потом поменять в нем склад так, чтобы получилось другое. Например, из имени Даша – Маша и так далее;
- Составляем смешные слова.
Поем песню кубика
Попевки нужно делать на каждом этапе обучения. Если ребенок маленький, то лучше всего петь их без привязки к таблицам. Когда ребенок становится чуть старше, можно указывать пальцем или указкой на склады в таблице во время пения. Лучше всего, чтобы попевки были небольшими и все слова известным малышу.
Итак, методика Николая Зайцева для быстрого обучения чтения имеет принцип складов, на не слогов и букв, как учили раньше. Такой метод позволяет максимально быстро и просто обрести новый навык еще до школы.